вернуться на главную

КАК ЗАЩИТИТЬ ИНТЕРЕСЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК РОСПАТЕНТОМ?

       С.С.Лучанинов – ведущий специалист, эксперт отдела контроля результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения Роспатента (Москва, s.s.luchaninov@mail.ru), предлагает ознакомиться с порядком проведения проверок в отношении юридических лиц органами государственного контроля и надзора, а также с правами и обязанностями подконтрольных лиц.
       Ключевые слова: Роспатент, контрольно-надзорные мероприятия, государственный контракт, права подконтрольных лиц.

       HOW TO PROTECT THE ORGANIZATION'S INTERESTS DURING INSPECTIONS OF ROSPATENT?
       S.S.Luchaninov, Leading Specialist, expert of the Department of Control of Rresults of Intellectual Activity of Military, Special and Dual Purposes of the Rospatent (Moscow, s.s.luchaninov@mail.ru), offers to get acquaintance with the procedure of inspections in respect of legal entities by bodies of state control and supervision, as well as the rights and obligations of controlled entities.
       Key words: Rospatent, control and supervisory activities, state contract, rights of controlled entities.


       Ни для кого не секрет, что Роспатент проводит контрольно-надзорные мероприятия в организациях – исполнителях государственных контрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Если ваша организация является головным исполнителем данных работ, то комиссия Роспатента может провести у вас проверку.
       Рассмотрим организационные вопросы, возникающие в ходе проведения проверок. Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к проведению проверок, как для Роспатента, так и для любого другого контрольно-надзорного органа, служит федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – закон). Несмотря на то, что название закона «О защите прав юридических лиц», тем не менее он устанавливает не только права юридического лица, его обязанности и ответственность, но и порядок проведения проверок, права, обязанности и ответственность контрольно-надзорного органа.
       Что является основанием для проведения проверки? Согласно закону основанием проведения плановой выездной проверки служит план проверок контрольно-надзорного органа на текущий год. Указано ли ваше предприятие в этом плане, можно узнать на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации или на официальном сайте Роспатента в разделе «Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности». При этом предусмотрен ряд критериев для включения организации в указанный план, а именно: государственная регистрация юридического лица, истечение срока с момента проведения последней плановой проверки или начало осуществления юридическим лицом деятельности в соответствующей сфере. При включении организаций в указанный план Роспатент исходит из этих критериев, учитывая требования закона.
       Однако, если ваша организация заключила хотя бы один государственный контракт на проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, она уже может быть включена в план проверок. При этом следует отметить, что с 2016 по 2018 г. в соответствии со ст. 26.1 закона не подлежат проверке предприятия малого бизнеса.
       Внеплановые проверки в соответствии со ст. 10 закона проводятся по следующим основаниям:
       истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания;
       поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

       В большинстве случаев Роспатент проводит внеплановые выездные проверки именно на основании требований прокуратуры. По основанию истечения срока исполнения предписания чаще всего – внеплановые документарные проверки.
       Итак, ваша организация включена в план проверок на текущий год. Что необходимо знать в этом случае? В соответствии с п. 12 ст. 9 закона «о проведении плановой проверки юридическое лицо… уведомляется органом государственного контроля (надзора)…, не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом».
       Как показывает практика, Роспатент уведомляет проверяемую организацию, как правило, за месяц, в редких случаях позже. В основном уведомление о проведении проверки направляется факсимильной связью или по Интернету и в обязательном порядке, как установлено вышеуказанной статьей, почтой. Роспатент так поступает, чтобы контролируемая организация могла заранее подготовиться к проверке. Однако, как показывает практика, на момент начала проверки далеко не все организации оказываются к ней готовы.
       Итак, в вашу организацию поступило уведомление о проведении проверки с копией приказа Роспатента. Что же Роспатент будет проверять? В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 9 и от 26 апреля 2012 г. № 402 предметом проверок Роспатента в отношении организаций – исполнителей государственных контрактов является соблюдение ими обязательных требований, касающихся выполнения условий государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, в части:
       распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности;
       выявления охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности (в проверках, касающихся выполнения работ военного, специального и двойного назначения);
       проведения патентных исследований;
       обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;
       представления сведений для обеспечения государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;
       использования результатов интеллектуальной деятельности;
       учета прав на результаты интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов;
       соблюдения условий лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.

       Кроме того, если ваша организация поставляет продукцию военного назначения на экспорт, помимо вышеперечисленного, предметом проверки Роспатента также будет:
       выполнение положений контрактов (договоров) на поставку (разработку) продукции военного назначения в части обеспечения интересов Российской Федерации при использовании результатов интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества;
       выявление результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, используемых при производстве продукции, экспорт которой контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле;
       обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в экспортной продукции, и (или) условий их использования;
       представление в Роспатент сведений для обеспечения государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, права на которые передаются иностранным заказчикам и используются для целей, не связанных с государственными нуждами, в том числе сведений о единых технологиях военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации и передаются в установленном порядке для использования на территории иностранных государств.

       Исходя из предмета проверки комиссии Роспатента необходимо представить:
       государственные контракты, в том числе прилагаемую к ним документацию, касающуюся предмета проверки;
       акты сдачи-приемки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
       отчеты о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах;
       контракты с иностранными заказчиками и договоры по их исполнению;
       отчеты о проведении патентных исследований;
       материалы заявок на выдачу охранных документов (патентов, свидетельств);
       официально опубликованные заявки и патенты (описания к патентам);
       приказы (распоряжения) об отнесении информации о результатах интеллектуальной деятельности к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне;
       документы государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;
       инвентаризационные описи, ведомости, акты инвентаризации, передаточные акты, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности;
       договоры об отчуждении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
       лицензионные договоры о предоставлении прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
       документы об использовании (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
       документы бухгалтерского учета прав на результаты интеллектуальной деятельности;
       формы статистического наблюдения, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности;
       отчеты об оценке стоимости исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
       договоры о международном научно-техническом сотрудничестве.

       Кроме того, п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 402 определено, что уполномоченные и иные должностные лица организаций-исполнителей обязаны представлять по требованию Роспатента необходимые документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки. Данный перечень документов приведен и в приказе Роспатента на проведение проверки. В приказе указывается также контролируемый период. Например, в приказах Роспатента в 2016 г. контрольный период установлен с 2011 по 2016 г.
       Это означает, что проверяемые организации в 2016 г. представляли комиссиям Роспатента необходимые документы по государственным контрактам, действующим или заключенным в указанный период. Так, если государственный контракт был заключен в 2009 г., но его действие распространилось на контрольный период, то есть работа сдавалась, например, 10 января 2011 г., то организация должна была представить комиссии Роспатента все документы по его исполнению. Необходимо отметить, что за непредставление или несвоевременное представление комиссии Роспатента сведений и информации, предусмотренных вышеприведенными постановлениями Правительства РФ, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность (ст. 19.7 КоАП РФ) как для должностных лиц проверяемой организации, так и для юридического лица в целом. Как показывает практика проведения Роспатентом проверок, комиссии ведомства не изучают информацию, не относящуюся к предмету проверки или не попадающую в контрольный период.
       О правах организации, в отношении которой проводится проверка. Ст. 21 закона определено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемой организации при проведении проверки имеют право:
       непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
       получать от Роспатента и его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим законом;
       знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Роспатентом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
       знакомиться с результатами проверки Роспатента и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Роспатента;
       обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Роспатента, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
       привлекать уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

       В соответствии с п. 12 ст. 16 закона в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо вправе представить в письменной форме в течение 15 дней с даты получения акта проверки в соответствующий орган государственного контроля (надзора) возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Если в акте проверки не предусмотрено графы несогласия контролируемого лица с указанными в акте фактами проверки, возражения следует направлять в письменной форме в контрольный орган. Таким образом, кроме права выразить несогласие с результатами проверки, еще реализуется право организации на обжалование действий должностных лиц Роспатента в административном порядке.
       В соответствии с разделом 5 административных регламентов исполнения Роспатентом государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения установлено, что заявитель вправе в досудебном порядке обжаловать действия и решения, принятые в ходе исполнения государственной функции должностными лицами Роспатента, а также то, что заявитель вправе обратиться к руководству ведомства устно в ходе личного приема, письменно на почтовый адрес или в форме электронного документа на адрес электронной почты Роспатента с жалобой на решения, действия (бездействие) должностных лиц ведомства в ходе проведения проверок.
       Административные регламенты устанавливают также сведения, которые необходимо указать в жалобе или возражении:
       фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (наименование юридического лица), подающего жалобу;
       почтовый адрес (в случае направления жалобы в форме электронного документа – адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа), по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;
       должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) должностного лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы заявителя;
       суть нарушения прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
       сведения о способе информирования заявителя о принятых мерах по результатам рассмотрения его жалобы.

       В случае направления жалобы в письменной форме жалобу необходимо заверить личной подписью заявителя. Если текст жалобы или возражения не содержит установленных сведений, которые необходимо указать, Роспатент вправе оставить жалобу без рассмотрения. В подтверждение своих доводов заявитель может приложить к жалобе соответствующие документы либо их копии. В соответствии с требованиями федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Роспатент должен рассмотреть жалобу или возражение в течение 30 дней.
       В завершение рассмотрим случаи, когда в результате грубых нарушений со стороны контрольно-надзорного органа результаты проверки могут быть отменены вышестоящим контрольно-надзорным органом или судом. Ст. 20 закона установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица. Так, в соответствии с п. 2 указанной статьи к грубым нарушениям относятся:
       отсутствие оснований проведения плановой проверки;
       нарушение сроков уведомления о проведении проверки;
       привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
       отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки;
       несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица;
       превышение сроков проведения проверок;
       проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
       истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
       непредставление акта проверки;
       проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
       участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

       Таким образом, исходя из изложенного можно сделать следующие выводы.
       Проверка должна проводиться только на основании приказа органа государственного контроля и в соответствии с имеющимися основаниями к ее проведению.
       Проверка должна проводиться только в установленные сроки.
       Комиссия может изучать только документы и информацию, относящуюся к предмету проверки.
       При несогласии с результатами проверки или действиями проверяющих должностных лиц проверяемая организация вправе подать возражение или жалобу в установленном порядке как в орган государственного контроля, так и в вышестоящий контрольно-надзорный орган – Генеральную прокуратуру Российской Федерации или суд.

Список литературы

       1. Бирюкова Т.А., Егоров Ю.В., Курманов Э.Р. и др. Комментарий к федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»/Под ред. А.В.Филатовой. СПС Гарант, 2015.
       2. Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.
       3. Королев А.Н., Плешакова О.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». М.: Деловой двор, 2009.